Новые требования ведения бухгалтерского учета
Еще до начала 2012 года в жизнедеятельности многих предприятий начали возникать споры по бух. учету. Вызвано это вступлением в силу с 1 января 2013 г. Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Но на некоторые вопросы до сих пор нет исчерпывающих ответов.
Для начала необходимо разобрать основные изменения и нововведения 402-ФЗ.
Распространяется закон на «коммерческие и некоммерческие организации, государственные органы РФ, Центробанк РФ, филиалы и представительства иностранных организаций зарегистрированных на территории РФ» - п. 1 ст. 2 ФЗ «О бухгалтерском учете».
Теперь применяющим УСН компаниям и участникам проекта «Сколково» начиная с 2013 г. необходимо организовать ведение бухгалтерского учета.
В соответствии с п. 3 ст. 7 Закона - руководство компаний, помимо кредитных организаций и организаций, относящихся к малому и среднему предпринимательству, обязаны возложить введение бух. учета на главного бухгалтера, или же передать ведение бухгалтерии аутсорсинговой компании. Законом также вводятся обязательные требования к главному бухгалтеру:
- высшее профессиональное образование,
- опыт работы в бухгалтерской сфере не менее 3-х лет, из последних 5 лет работы.
Также значительно расширился перечень объектов бухгалтерского учета, а именно введены такие понятия как: факты хозяйственной жизни, обязательства, доходы и расходы, и иные объекты. Эти бъекты учета существовали и раньше. Просто до вступления закона они не были отражены в бухгалтерском учете.
Следующая интересная особенность заключена в терминологии. К примеру, если раньше использовался термин «бухгалтерская отчетность», то теперь законодательство использует своего рода комбинированный термин «бухгалтерская (финансовая) отчетность». Объясняется это тем, что отчетность – это итоговый документ, отражающий финансовые показатели деятельности организации. По сути все это оправданно т.к. является уточнением терминологии, но некоторых такие нововведения по началу смущали.
Далее идут изменения связанные с формами первичных документов. Теперь можно пользоваться как формами утвержденными «Росстатом», так и самостоятельно созданными. Однако для собственных форм «первички» закон устанавливает обязательные реквизиты, такие как: наименование и дата создания документа, лицо, утвердившее данный документ, содержание в документе наименования товаров, работ и услуг, единица измерения и стоимость, а также подписи должностных лиц (п. 2 ст. 9 ФЗ-402).
Следует отметить, что свобода составления собственной «первички» ограничена некоторыми моментами. Например, если вы переходите на электронный документооборот счетов-фактур, то электронную форму необходимо согласовать с контрагентом, чтобы она попросту читалась. Условие о форме лучше заранее прописать в договоре. При этом Вам необходимо будет придерживаться и формы накладной ТОРГ-12. И вот один интересный момент. Законом не предусмотрена возможность выставления корректировочных первичных документов, документов на отрицательные суммы, хотя она и не запрещается напрямую.
Также при подаче документов в гос. органы Вам в любом случае придется соблюдать их стандарты и требования. Таким образом, свобода в составлении форм весьма ограниченна. И к слову, не советуем утверждать формы первичных документов приказами руководителя без привязки к учетной политике.
Сотрудники нашей компании имеют богатый опыт по оказанию различных бухгалтерских услуг. Они окажут Вам качественную и оперативную помощь по вопросам бух. учета.